О святый Кузьма-Демьян, Приходи на свадьбу к нам С своим святым кузлом (молотом), И скуй ты нам свадебку Крепко, крепко-накрепко.

Народная песня
Кузьминки - Косма и Дамиан

Народный праздник Кузьминки – День Кузьмы и Демьяна

В сонме святых Церковь различает и прославляет особый лик бессребреников и чудотворцев. Это те блаженные мужи, которые, получив от Бога дарование исцелений и чудотворений (1 Кор. 12, 9-10), туне — без всякой мзды — врачевали недуги людей, стараясь в то же время исправить их нравственность и утвердить на пути добродетели. Между ними особенно славны Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай.

Память святых бессребреников Космы и Дамиана святая Церковь совершает трижды, а дважды в год — 1 ноября и 1 июля — она почитает их особыми службами. В наших месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре — иже от Асии, а в июле — в Риме мучившихся. Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются Церковью или разные: два лица, или четыре, или шесть?

Некоторые говорят, что это были два лица, родившиеся в Асии, но пострадавшие в Риме. При внимательном исследовании их жизни открывается, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.

Было три семейства, из которых в каждом два брата носили имена Космы и Дамиана. Все они угодили Богу и все причтены Церковью к лику святых. Одноименность их могла привести к смешению их лиц. Церковь это предвидела и потому в записях своих сохранила ясное указание на различие всех их.

В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю: «Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники». Такое же ясное указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия.

 

В сонме святых Церковь различает и прославляет особый лик бессребреников и чудотворцев. Это те блаженные мужи, которые, получив от Бога дарование исцелений и чудотворений (1 Кор. 12, 9-10), туне — без всякой мзды — врачевали недуги людей, стараясь в то же время исправить их нравственность и утвердить на пути добродетели. Между ними особенно славны Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай.

Память святых бессребреников Космы и Дамиана святая Церковь совершает трижды, а дважды в год — 1 ноября и 1 июля — она почитает их особыми службами. В наших месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре — иже от Асии, а в июле — в Риме мучившихся. Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются Церковью или разные: два лица, или четыре, или шесть?

Некоторые говорят, что это были два лица, родившиеся в Асии, но пострадавшие в Риме. При внимательном исследовании их жизни открывается, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.

Было три семейства, из которых в каждом два брата носили имена Космы и Дамиана. Все они угодили Богу и все причтены Церковью к лику святых. Одноименность их могла привести к смешению их лиц. Церковь это предвидела и потому в записях своих сохранила ясное указание на различие всех их.

В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю: «Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники». Такое же ясное указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия.

 

Кузьминки - Косма и Дамиа

КОСМА И ДАМИАН (В ПРОСТОРЕЧИИ КУЗЬМА И ДЕМЬЯН), СВ. БЕССРЕБРЕНИКИ.


КОСМА и ДАМИАН (в просторечии Кузьма и Демьян), св. бессребреники. Празднуются 1/14 нояб. Русский народ с именем этих угодников соединял немало особенных верований. Что касается распространенного верования в их врачебную помощь от разных недугов, оно имеет действительное основание в сказании о их жизни. В Четьях-Минеях повествуется о свв. Косме и Дамиане, что они «приняше от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесем, врачующе всякие болезни и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людех».
Далее в Четьях-Минеях отмечается, что «они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сие приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради. Того ради и безмездние врачеве, и бессребреницы от верных наречены быша». Затем из «Сказания о святых, коим и каковые благодати даются от Бога» видно также, что наши предки молились свв. Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В азбуковнике XVII в. находим прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану».
Простой русский люд называл свв. Косму и Дамиана Божиими кузнецами; мастера кузнечные считали их своими патронами и потому почитали грехом работать в своих мастерских в день их памяти. Во многих местах в честь Космы и Дамиана исстари бытовал обычай изготовлять к 1 нояб. какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимались кузнечным делом – ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою, применяясь в этом случае к имени св. Космы, Божьего кузнеца: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьим кузнецам, свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий – молот и ставила в зависимость от них заключение брачных союзов. Так, напр., в одной старинной песне пелось:
О святый Кузьма-Демьян,
Приходи на свадьбу к нам
С своим святым кузлом (молотом),
И скуй ты нам свадебку
Крепко, крепко-накрепко.

Сковать свадьбу – значило как бы утвердить те невидимые нравственные цепи (взаимные обязанности), какие налагают на себя вступающие в супружество. Наши предки приписывали свв. Косме и Дамиану покровительство над свадьбами, особенно которые совершались в сельском быту около дня памяти этих угодников, благодаря гл. обр. созвучию имени Космы с народным названием молота кузлом. Совпадение с днем свв. Космы и Дамиана явлений зимней природы послужило основанием для следующих народных примет: «Кузьма закует, а Михайло раскует: Кузьма и Дамиан с гвоздем». Наконец, свв. Косма и Дамиан были известны как хранители кур, поэтому и день их памяти назывался у крестьян Куриным праздником, или Куриными именинами. В старину наши предки соблюдали благочестивый обычай в честь этих угодников, известных в народе под именем Курятников: хозяйки в Москве 1 нояб. собирались вокруг церкви свв. Космы и Дамиана с курами и потом рассылали их своим знакомым и уважаемым лицам в виде подарка.
Основанием народного представления о покровительстве свв. Космы и Дамиана курам послужило то обстоятельство, что эти домашние птицы как эмблема счастья и плодородия составляли непременную принадлежность свадебных церемоний и необходимое свадебное кушанье. По этим птицам любили гадать наши деревенские девушки о суженых и ряженых. Русскому человеку всего естественнее казалось отдать кур под покровительство свв. Космы и Дамиана, покровителей свадеб. Народное представление о свв. Косме и Дамиане, Божиих кузнецах, в связи с покровительствуемой ими домашней птицей, петухом, имеет довольно близкое отношение к древнерусскому языческому культу Перуна: божество это как производитель молний и огня предками нашими представлялось в виде кузнеца, а петух считался атрибутом его как птица, посвященная в честь его.

Кузьминки - Косма и Дамиан
Поделиться:
Пролистать наверх