Матвей Мертес — единственный в Камне-на-Оби кузнец-оружейник, член гильдии кузнецов России

В 2019 году он побывал на Всероссийском кузнечном фестивале, где представлял Алтайский край. На фестивале кузнецы из разных регионов страны торжественно присоединили к четырехметровой кованой карте России Крым. Свою лепту в это знаменательное событие вложил и наш земляк, не забыв про малую родину. Стальной макет карты, кстати, представила на фестиваль всемирно известная женщина-кузнец Анна Билецкая из Белокурихи, а Матвей делал декор на железный рельеф нашего края. Кованая матушка-Обь, богатая рыбой, мельница, как символ Алтая хлеборобного, а на месте Камня небольшой якорек. Уж очень любит он свой город, не мог не отметить на карте России. Признаться, встреча с Матвеем с первых минут приобрела неожиданный поворот. Еще не дойдя до кузни, мы узнали, что он подготовил для нас задание. Всякое в голову прийти могло, но никак не то, что придется взять в руки молот и участвовать в изготовлении удмуртского оберега.

Матвей Мертес
Проиграть видео

«Вот вам чистые перчатки. Сейчас вместе будем ковать, – ошарашил Матвей с порога, – есть у меня друзья-кузнецы в Удмуртии. Они для туристов делают сувенир под названием «Ключик счастья». Когда мы его с вами сделаем, загадаете желание, подумаете о самом дорогом, что у вас есть, и этот ключик будет оберегать самое сокровенное. Вот такое в Удмуртии поверье». Пришлось снять куртку, а в углу зашумел горн. Честно сказать, кузня нашего героя, как и он сам, почти полностью соответствовали моему представлению о кузнецах. Несколько наковален, множество станков и инструментов, прислоняться к предметам и стенам нельзя – замараешься. Да и разве бывает иначе в кузне? Сам Матвей перед работой надел наручни и фартук из натуральной кожи. Смотрелось эффектно, но используется вовсе не для антуража, а чтоб не обжечься случайно. Температуры здесь нешуточные. Например, температура горения газового горна достигает +1200 градусов. Угольный горн дает еще большую температуру, но считается более «грязным» – дает примеси металлу, насыщает серой и другими химическими элементами. Пока кузнечных дел мастер разогревал заготовку в виде металлического прутика, выяснилось, что кузнец – не профессия, а скорее, воплощенная в жизнь мечта детства. А Матвей по образованию фельдшер «скорой помощи».

«Пять лет я отработал на «скорой», но понял, что кузница мне дороже. Да я стал гораздо добрее с этой работой, – улыбается парень, – поверьте, в кузне очень хорошо снимать стресс, всегда поддерживаешь хорошую физическую форму. Вот эта наковальня весит 100 килограммов. Ее же нужно поднять и установить. Для меня это проблемы не составит. Кузнец должен быть сильным и телом, и духом, с железными нервами и стальным характером. Главное, от этого не устаешь в отличие от того, как я работал на «скорой» с людьми – там не уставал физически, но уставал морально. Ну что, готовы на мастер-класс со мной? – спросил он, раскалив в горне металл, — наша с вами задача этот пруточек протянуть в квадрат, затянуть концы, закрутить, завернуть и закрутить завитки». Все эти манипуляции было трудно представить, ведь перед нами прочное железо, но, когда молотки застучали по раскаленной стали, появилось удивительное ощущение невозможного – а ведь под молотом, действительно, металлический пластилин. Только трогать нельзя. Лепить этот пластилин приходится молотками и щипцами. Работа закипела в два молота. От корреспондента один удар, от Матвея три. Да настолько звучно получалось, словно песня. А наш «учитель», оказывается, и историю кузнечного дела изучал. В его коллекции есть реконструкция наковаленки ориентировочно IХ-ХII века. Она вставлялась в деревянный пень.

Поделиться:
Пролистать наверх